Описание фильма

"Подглядывающий Том"   

Название фильма: Подглядывающий Том
Страна-производитель: Великобритания
Английский: Peeping Tom
Жанр: триллер / психологический
Режиссер: Майкл Пауэлл
В ролях: Карлхайнц Беем, Мойра Шерер, Анна Масси, Майкл Пауэлл
Год выпуска: 1960
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Одна из самых будоражащих и беспокойных картин за всю историю кино, опередившая свое время. Марк, техник на киностудии, увлекается эротической фотографией и  совершает убийства моделей с помощью острия, спрятанного внутри штатива кинокамеры, и таким образом  изучает психологию страха, пытаясь зафиксировать на пленку панику, охватывающую человека перед смертью. Отснятые кадры удовлетворяют его, как ученого, но разочаровывают его, как кинематографиста. Глаза жертвы слишком быстро меркнут… Нужны новые дубли, а значит новые убийства.  Марк сдает большую часть собственного дома, к нему неравнодушна молодая съемщица Хелен. Он показывает ей любительские фильмы, где он снят еще маленьким мальчиком. Хелен приходит в ужас от сцен, в которых отец Марка (Майкл Пауэлл), душевнобольной психолог, мучает ребенка. Марк объясняет, что это часть психологических исследований страха, проводимых отцом.  Танцовщица, работающая на киностудии (Норма Ширер) становится следующей жертвой Марка. Ему все больше нравится Хелен и, пытаясь обуздать свое желание все снять на пленку, он оставляет камеру дома, когда ходит с ней на свидания. Но извращенные импульсы все больше и чаще овладевают им...

   Майкл Пауэлл, который вместе со своим партнером Эмериком Прессбергером был одним из столпов британской киноиндустрии в 40-х годах, был прозван британской прессой злодеем после выхода картины. Фильм был моментально "зарезан" студией. Лишь в 1979 году лента была восстановлена, благодаря усилиям режиссера Мартина Скорсезе, для которого "Подглядывающий" был эталоном кинематографического мастерства. Критики возненавидели картину по ее выходу на экраны, но позже она была переоценена очень многими как сложное эссе, своего рода фильм внутри фильма, исследование природы вуайеризма и психологии просмотра кинофильмов, их влияния на разум и души людей.   Обороты ее сложного языка не сразу поддались расшифровке. Тогда, в начале 60-х, за фабулой о преступлениях маньяка никто не смог (а может, побоялся?) разглядеть истинный, новаторский для своего времени сюжет - философское размышление автора о вуайеристской природе кинематографа.

   Сегодня термин "peeping tomism" является одним из синонимов скопофилии, вуайеризма - нездорового стремления подглядывать за чем-либо. Фильм Пауэлла полностью построен на образах, связанных со зрением, наблюдением, способностью видеть, которая часто стремится в область запретного, недозволенного. Его героев тянет заглянуть в альбом откровенных фотографий, понаблюдать за реакцией ребенка, на постель которого бросили ящерицу, посмотреть на физические недостатки (девушка с заячьей губой вызывает восторг). Наконец, увидеть квинтэссенцию страха в глазах своей жертвы. Возможно, именно к этому не были готовы первые зрители "Наблюдающего"-к авторской стратегии, направленной на выявление связи между патологическими желаниями персонажей и интересом людей к кинематографу, стремлением подсмотреть сквозь замочную скважину экрана за вымышленной жизнью других людей. Человек в темном зале - тоже peeping Tom, говорит Пауэлл, постоянно обнаруживая в сложном метаязыке своего фильма присутствие наблюдающей за происходящим в кадре аудитории.

   Неслучайно фильм начинается со всеобъемлющей метафоры - сверхкрупного плана человеческого глаза. Этот не связанный с дальнейшим повествованием кадр - отчетливый офтальмологический код, вынесенный за скобки фабулы. И кроме того -эпиграф, источником которого является вся предшествующая история сверхкрупных планов глаз в мировом кинематографе и, в первую очередь, "Андалузский пес".  Пауэлл также наводит мост между художественным образом и реальностью зрительного зала.  Глаз в начале "Подсматривающего" - это не только орган зрения вообще, это одновременно и глаз убийцы, смотрящего в объектив, и глаз любого, кто смотрит фильм. Полотно экрана впервые проявляет зеркальное свойство: в дальнейшем внутренние зеркала будут расставлены как между героями, так и между миром "Подсматривающего" и миром тех, кто смотрит "Подсматривающего".

   В этой ленте многое имеет две стороны - внешнюю и скрытую от посторонних глаз. Владелец газетной лавки продает девочке сладости и торгует из-под прилавка порнографическими картинками. Девушка, снимающаяся для этих картинок, собирается выходить замуж и обманывает своего жениха, развлекаясь с другим парнем. Ученый пишет научные книги о природе человеческих инстинктов, устраивая жестокие эксперименты над собственным сыном. Главный герой участвует в съемках художественного фильма в качестве оператора, но никто не знает, что он снимает свой собственный страшный документальный фильм. Пауэлл направляет взгляд в мрачные закоулки человеческого сознания. 

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#